Ежедневно люди по всему миру сталкиваются со штрих-кодами. Они размещены на упаковках товаров, скидочных картах, листовках и содержат в себе зашифрованные данные, которые распознают специальные устройства – сканеры. Мы расскажем, что такое штрих-код, поговорим об истории появления, особенностях и их видах.
Штрих-код – это графическое изображение, которое состоит из чередующихся чёрных и белых полос и цифр. В этом изображении зашифрована текстовая или цифровая информация, необходимая для автоматизированного учёта данных. Поэтому кодирование активно используется в таких сферах, как торговля, промышленность, реклама, логистика и другие.
Главная задача штрих-кода – идентификация предметов и товаров. Просканировав код с помощью специального устройства, пользователь получает информацию о категории продукта, что значительно упрощает и ускоряет рабочий процесс на предприятии. Например, на складе штрих-код необходим для приемки и отгрузки товара, в службах доставки – для отслеживания. Если же кода нет, пользователю приходится обрабатывать данные вручную, а справиться с такой работой без ошибок практически невозможно.
Необходимость в разработке технологий для оперативной обработки данных появилась в 1940-х годах. В это время появились первые ультрафиолетовые марки, которые использовались для идентификации товаров в торговле. Однако процедура оказалась высокозатратной и не добилась успеха.
После американские изобретатели предприняли попытку адаптировать азбуку Морзе для учёта данных. Однако ее видоизменили, превратив точки в линии, а тире – в прямоугольники. Эта система стала основой для современных штрих-кодов, но для ее считывания использовалась технология оптической звукозаписи.
С течением времени коды стали внедряться в различные сферы. В 1974 году был впервые представлен линейный штрих-код, после чего технологии кодирования стали развиваться и в результате приобрели современный вид.
Сегодня используемые штрих-коды можно разделить на несколько видов:
Предлагаем разобраться с каждым видом подробнее.
Второе название – одномерные. Это самый популярный и всеми узнаваемый тип кодов, которые состоят из чередующихся полосок и цифр под ними в качестве повтора данных.
Особенности линейного штрих-кода:
Среди популярных стандартов линейных кодов выделяют следующие:
Также распространены коды GS1–128, Code 128, Codabar и Код 39.
Двумерный штрих-код отличается своим видом. Это графическое изображение в виде квадрата, который считывается в двух плоскостях. Его размеры позволяют сэкономить место на этикетке, при этом объем данных, которые хранит код, может составлять до нескольких страниц текстовой информации. Сегодня такие штрих-коды применяются практически во всех сферах жизнедеятельности: торговля, документооборот, удостоверение личности, складской учёт, транспортировка грузов, медицина и т.д.
Особенности двумерного штрих-кода:
В свою очередь, двумерные коды делятся на две основные группы:
Двумерные коды взаимозаменяемы. Можно использовать только один из двух, при этом пользователь получит всю необходимую информацию в полном виде.
Распространенный вид штрих-кода в Беларуси – EAN (13 и 8). Как правило, информация закодирована в цифрах и символах, которые имеют определенное значение:
В коде может быть зашифрована следующая информация:
Данные о товаре, которые зашифрованы в коде типа EAN, предназначены не для покупателей, а для продавцов. Однако все изменилось с появлением маркировки Data Matrix. Теперь потребители также могут отсканировать код с помощью своего телефона и получить подробную информацию о товаре.
Считать штрих-коды можно при помощи сканеров, которые имеют несколько классификаций. Первая:
Если детектор есть, устройство автоматически считает данные. При его отсутствии необходимо подключить автономный детектор к компьютеру, кассе или терминалу.
Еще одна классификация связана с конструкционными особенностями аппаратов:
Также различия заключаются в технологии считывания данных:
Несмотря на разновидности, принцип работы сканеров практически не отличается. Устройство распознает изображение кода благодаря отражению светового потока от поверхности, после чего считыватель преобразует его в электрический сигнал, обрабатываемый детектором. Затем сигнал становится машинным кодом, направляется в вычислительный модуль и воспроизводится как последовательность букв и цифр.
Существуют ситуации, в которых прочитать код товара с помощью сканера невозможно. Например, лазерные устройства сталкиваются с трудностями, если на красном фоне изображен синий, коричневый, зеленый или красный код, или на зеленом, синем или коричневом фоне – чёрный. Производители товаров должны учитывать эту информацию при штрихкодировании, когда возникает желание использовать многоцветный код. Специалисты рекомендуют выбирать стандартный чёрно-белый код, если нет необходимости использовать другие варианты.
Подводя итог статьи, можно выделить ряд преимуществ использования штрих-кодов:
Внедрение кодовой системы на предприятии – процесс достаточно простой. Требуется приобрести принтер для печати этикеток и сканер. Товароучётная система позволяет присвоить каждому товару индивидуальный код, который печатается с помощью принтера и наносится на упаковку.
Работа со штрих-кодами значительно упрощает учёт товаров, продажу изделий, идентификацию объектов на выставках, в рекламе и не только. Применив штрих-коды, вы не только сможете автоматизировать процессы в компании, но и сможете выйти на новый уровень дохода. Главное – подобрать соответствующий деятельности организации вид штрих-кода.